Автомобильная заправочная станция глазами водителей – это просто колонка, из которой топливо перекачивается в бак машины. На деле же все гораздо сложнее. Это целый комплекс, в котором происходит хранение различных нефтепродуктов и их последующая заправка в топливные баки транспортных средств.
Классическая АЗС состоит из нескольких важных элементов:
- Резервуары для топлива. Это огромные металлические емкости, в которых содержится топливо. Чем больше марок горючего предоставляет заправка, тем больше таких емкостей используется. Чаще всего используют подземный резервуар, чтобы сэкономить место.
- Трубопроводная магистраль. Система труб, которая соединяет резервуары с колонками.
- Насосное оборудование. Необходимо в первую очередь для перекачки топлива из трубы в бак автомобиля. Также с его помощью происходит наполнение резервуаров.
- Колонки для заправки. Это емкости, которые оборудованы шлангами для залива разных марок горючего.
- Контрольно-измерительные приборы. Позволяют отслеживать работу всех элементов АЗС. Помогают на ранней стадии выявить малейшие сбои и предотвратить, таким образом, аварию.
Самые распространенные станции, это те, где заправляют машины бензином и дизельным топливом. ЗА ними уже идут заправки сжатым природным газом и сжиженным нефтяным газом. Для них уже аббревиатура АЗС не применима, употребляют сокращения АГНКС и АГЗС.
Классы АЗС
Классификация автозаправочных станций происходит по нескольким базовым принципам. Например, в первую очередь – по месту расположения:
- Городские АЗС. Из названия ясно, что они располагаются в черте города. Это заправки, которые каждый водитель видит ежедневно на своем пути – разных компаний, разных размеров и так далее. Такие АЗС рассчитаны до 1000 автомобилей в сутки, все зависит от объема резервуаров, в которых находится топливо. Среди городских заправок также выделяют небольшие АЗС, так называемого, тротуарного типа. Они обслуживают только легковые автомобили.
- Дорожные АЗС. Такие станции располагаются вдоль крупных магистралей. Помимо стандартного топлива на них могут предлагать дополнительные услуги, такие как сжатый воздух, техническая вода. Почти на каждой такой АЗС есть магазин, туалет и прочие удобства для водителей.
- Речные АЗС. Эти станции обслуживают не автомобили, а маломерные суда. Например, моторные лодки, катера, боты и так далее. Располагаются заправки в небольших портах и на берегу, где есть возможность к ним причалить.
- Сельские АЗС. По сути, эти станции, как и городские, обслуживают различные транспортные средства в черте населенных пунктов. Но на них есть еще необходимые ГСМ для сельскохозяйственной техники.
Еще один вид классификации автозаправочных станций – по конструктивным особенностям:
- Классическая АЗС. Это обычные объекты, в которых автомобили заправляют жидким топливом. А оно в свою очередь хранится в специальных резервуарах, чаще всего под землей.
- Блочная АЗС. Это подтип классической станции, в которой резервуар располагается непосредственно под колонкой. Вместе они образуют единое целое, блок. Отсюда и название.
- Контейнерная АЗС. У этой станции емкости для топлива находятся на поверхности. Они располагаются на определенном отдалении от колонки. Но не далеко, чтобы обеспечить бесперебойную перекачку топлива. Как правило, устанавливают рядом несколько резервуаров с различным видом ГСМ и закрывают их единым контейнером.
Есть также понятия стационарной и мобильной АЗС. Первые монтируются основательно, на долгие годы. А есть мобильные станции. Их используют для заправки техники на временных объектах. Например, на стройках, на каких-то полевых работах и так далее. Такие АЗС приезжают, разворачиваются, заправляют транспортные средства и могут уехать на другой объект.
Проект АЗС
Когда начинается проектирование заправочной станции, учитывается масса факторов. Например, расположение будущей АЗС, особенности рельефа местности и наличие удобных подъездных путей. Также надо учитывать ее потенциальную пропускную способность, то есть примерное количество машин, которые будут на ней обслуживаться ежедневно. Это тоже во многом зависит от места расположения и от наличия поблизости других заправок.
Также при проектировании надо учитывать:
- Конструкция возводится из легких материалов. Чаще всего это сталь. Она и весит относительно немного, и достаточно крепкая и долговечная.
- Стальной горизонтальный резервуар и другие элементы конструкции покрываются специальной порошковой краской. Она долговечна, а значит, не надо будет часто перекрашивать элементы АЗС.
- Помимо стандартных колонок проект включает в себя и другие системы раздачи ГСМ. Например, возможность заполнения автоцистерн. Или закачка резервуаров непосредственно с железной дороги, если она проходит в непосредственной близости.
Естественно, все элементы заправочной станции должны соответствовать требованиям пожарной безопасности. Все-таки речь идет о легко воспламеняемых и взрывоопасных материалах. Соответствующее заключение дают сотрудники МЧС России. А после соблюдение правил подтверждается во время периодических проверок.
Резервуары для заправки
Резервуар на АЗС – это один из ключевых элементов. От него зависит качественная и безопасная работа всей станции. Емкости чаще всего делают в виде горизонтальных цилиндров из высокопрочной стали. Они могут располагаться на земле, но в большинстве случаев их предпочитают прятать под землей. Так и безопаснее, и места на поверхности становится больше.
Горизонтальный резервуар также может быть одностенным или двустенным. Второй вариант более современный, так как обеспечивает дополнительную безопасность топлива. Такие емкости имеют два контура, расположенные на небольшом расстоянии друг от друга. И это пространство заполняется специальной жидкостью, в которую помещают еще различные датчики. Они нужны, чтобы отслеживать состояние содержимого резервуара и сигнализировать о любой проблеме. Например, об изменениях температуры, давления или утечки.
Также есть резервуары, которые могут хранить разные виды нефтепродуктов. Для этого они поделены на секции. Это дополнительное удобство, так как не надо монтировать несколько резервуаров. А соответственно, процесс возведения всей АЗС и дальнейшее ее обслуживание происходит быстрее.